|
КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА?
«Ура! Вот оно – первое слово, а вот еще, и еще. Ну,
слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так, или приблизительно так
думает каждый родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но
это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим и могучим родным
языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь предстоит самое сложное –
закрепить интерес малыша к речи.
Итак, вот несколько правил для усвоения и закрепления
речи дошкольника:
Правило первое: Не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе
ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Кока». А мама ему
вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все,
ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще
что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли
ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете
буквально, что ответит Вам ваше чадо.
Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком. Да-да!
Именно разговаривайте С ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку,
прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению,
скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже
если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на
вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос
понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от
малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит
и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете
проследить, КАК мыслит Ваш малыш.
Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями.
Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения.
Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в
гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ
это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш.
Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть
приблизительно так: «Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам
Ваше чадо. «А какое это дерево?», – Спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам
нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает
затруднения, объясните малышу, что дерево нужно для красоты (чтобы было, где
жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева…).
Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером,
перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том,
чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний
день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было
интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в
течение дня.
Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать
предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание
ребенка на это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев
интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на это облако, расскажите
ему, что облако – белое, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет
ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако,
попросите рассказать малыша о нем. Таким образом, Вы развиваете не только речь
ребенка, но и его воображение.
Правило шестое, и последнее: Говорите правильно. Всегда
говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать
правильную речь для подражания. Запомните Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все
что Вы говорите, все, что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.
|
Календарь | « Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|